понедельник, 27 января 2020 г.

Интегрированный урок окружающий мир - кубановедение 4 класс по теме: "Путешествуем с археологами"

 

Цель: Познакомить учащихся с наукой  археология и археологической деятельностью ученых – археологов края.

Урок был направлен на решение личностных, метапредметных и предметных задач.
Предметные:
·         познакомить  с    особенностями   работы  археологов
·        давать   определение  понятиям: культурный   слой,  археология, курганы, скифы
·        показать   значение     труда   археологов       для    познания   прошлого.
·        научить описывать внешний вид археологических находок
Метапредметные:
·         умения   работать    с  текстом  и  иллюстрациями, 
·         использовать   ранее   полученные   знания    при   изучении    нового   материала, 
·         знакомство с культурой скифов
Личностные:
·         понимать   значение  знаний  для  человека  и  принимают  их
·         оценивают   собственную     учебную   деятельность.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.
Основные методы обучения:
методы получения новых знаний:  беседа, работа с текстом; организация практической части, иллюстрация, демонстрация.
методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с дневником экспедиции, работа в группе, самостоятельная работа, практическая работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

    
Этап урока
Время
Содержание

1.Организация начала занятия






















мин
Здравствуйте, ребята! давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Меня зовут
Рада вас видеть.
Знаю, что вы очень дружные. Сегодня у нас будет коллективная работа. Давайте вспомним: «Правила работы в группе» (Слайд1)
1.            Слушай, что говорят другие.
2.            Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3.            Говори спокойно ясно, только по делу.
4.            Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
5.            Помогай товарищам, если они об этом просят.
6.            Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Распределите роли в своей группе
Книгочей (читает задание)
Координатор (распределяет роли, определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)
Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)
Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы, следит за чистотой)
Секретарь  (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)
Докладчик (выступает в группе)
 На перемене распределение по группам и обязанностей
После выполнения задания в группе обязательно подать соответствующий сигнал. (Дружно взяться за руки.) Давайте покажем.
2. Актуализация знаний



























3. Целеполагание




мин
Подпишите свой дневник экспедиции. Каждая группа получает задание. Ваша задача прочитать высказывание и определить о чем идет речь. Время выполнения задания  1 мин. (?) После показать соответствующий сигнал
«История – это сундук сокровищ с нашими деяниями, свидетельница прошлого, пример для настоящего, наука, предостережение будущему» Сервантес.
“История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем”. (Цицерон)
«История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский)
- Какое слово получилось? (спросить у каждой группы)
-Все команды пришли к единому мнению, что в высказываниях идет речь об истории. Вы успешно справились с заданием.
-А что это такое история? (составление на доске кластера) (слад 2 с понятием)
-Где можно найти знания о прошлом? (учебники, интернет, фильмы, рассказы взрослых, письменные источники информации). (Слайд)
- В то время когда появился человек, люди еще не умели читать, писать, как же тогда мы узнали о том, что было? Ваши предположения? (????)
(словесная оценка)
-Внимательно послушайте следующую загадку. Отгадка поможет ответить на поставленный вопрос.
- Какую науку называют «наукой лопаты» или наукой «о битых горшках», вы узнаете, если в правильном порядке расставите буквы в клетки. Время выполнения задания 1 мин. (?) После показать соответствующий сигнал.

У нас получилось слово Археология.
- Что такое археология?
Археология - наука изучающая  прошлое людей по вещественным историческим источникам. (Слайд)
 Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников.Археология - наука довольно молодая. Но интерес к древним вещам был у людей всегда.
(Посмотрите внимательно на предмет.)
(Слайд)
- Как называют ученых, которые используют эти орудия труда?
Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскаваторами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?
-Как вещи оказываются в толще земли? (т. е. к понятию культурного слоя: слоя земли, содержащего находки).
(Люди нередко живут на одном месте в течение
нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль
постепенно образуют так называемый
Культурный слой. Его глубина может достигать
20 метров.
Сформулируйте тему нашего урока?
Путешествуем с археологами. (Слайд)
Запишите тему урока в дневник экспедиции,
Какая цель будет нашей работы из ходя из темы урока?
Ниже на шкале оцените свои знания по этой теме.
4. Усвоение знаний. изучение нового материала






















Физминутка


мин
- В дневнике экспедиции вам  нужно прочитать   1-2 абзац текста, после прочтения ответить на вопросы. Обратите внимание на вопросы. (Слайд)
- Какие исторические вещественные источники находят археологи?
- Как дополняются добытые археологами сведения?
- Читаем 3 абзац
- Кто такие скифы? (Древнейший народ, населявший Азию и территорию нашего края.)
Особый интерес археологов вызывают курганы. Посмотрите на слайд. Давайте почитаем, что такое курган. На территории нашего края очень много курганов, исследованием которых ученые занимаются, посей день.
- Сравните внешний облик скифов и современных людей. (Слад)
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций.  Скифские сокровища отличает так называемый звериный стиль - выразительные, яркие изображения животных на предметах. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

Давайте, мы с вами немного отдохнем.
Встаньте из-за парт повторяйте движения за мной.
Мы идем, идем, идем.
В руках лопату несем.
Раз копнем, два копнем, три копнем.
В руки кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем, три махнем.
Находку ценную найдем.

5. Практическая работа






























6. закрепление



























































7.     Дз
 мин
Зарядились, теперь отправимся на «раскоп».Ребята, а сейчас я предлагаю стать участником археологической экспедиции(Дети называют основные правила: песок должен оставаться в контейнерах, руки нужно отряхивать над контейнером, после занятия нужно вымыть руки).
-Какими способностями должен обладать археолог?
 Вы уже поняли, чтобы быть археологом – нужно быть сильным и выносливым, уметь копать, ходить на большие расстояния, и терпеливым – находку бывает аккуратно очищается несколько часов.
Каждая группа получает все необходимое для проведения раскопок. Ваша задача сообща найти  в ходе раскопок артефакты – искусственно созданные предметы людьми. Проанализировать и описать согласно плану.
- Цвет
- Форма
- Узоры
- Какому народу принадлежало.
Обсудить в группе и записать в дневник экспедиции
(Подать сигнал)
В контейнерах, в каждом из них в песке, мы можем поискать археологические находки. Первый слой, который снимаю лопатой, уже убран. Вам предстоит работать аккуратно, будем находки отчищать кисточкой, и выкладывать на стол. Археологи, вперед, в экспедицию!
Приглашаются по представителю от группы.
-Что у нас получилось? (В каждой группе рассказывается)
 (Итог!!!!!!)
Можете только представить, сколько следов жизни и деятельности оставили люди на кубанской земле за миллион лет! Археологи с волнением из земли извлекают находки. Именно они рассказывают о создателе и называются вещественными историческими источниками.

Вы замечательно справились с заданием! Как вы думаете, радуются ли археологи такой находке? 
Вы удивитесь, они очень радуются.
-Почему археологические находки так важны?
 Когда уже существовала письменность, археологические находки были очень важны. Обычно в археологических находках находили предметы быта, различны фигурки, рисунки племен того времени. Все эти предметы, рисунки давали археологам информацию о жизни людей. С появлением письменности археологические находки стали более ценными, так как там находили еще и древние письмена, в которых можно было более подробно прочитать о людях того времени, об их быте, увлечениях, интересах и жизни вообще.
Слайд
Все найденные предметы – это источники исторической информации их надо найти и уметь прочитать. По черепкам глиняной посуды можно понять, как жили люди много лет назад. Иногда удается из черепков склеить целый кувшин или вазу, иногда с красивыми рисунками, надписями. По узорам можно определить к какому времени относится этот предмет. Задача АРХЕОЛОГА – прочитать историю по добытым из земли источникам – следам жизни и деятельности человека на Земле.
Сколько интересного и полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи! 
  Надо бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это  наша                     память. 
   Каждая  мелочь - это драгоценность,  которая  раскроет перед нами свои тайны……
- Где можно увидеть находки археологов?
-О чем можно узнать по археологическим находкам в местном краеведческом музеи?
Краеведческий музей – это музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного края, региона. В музеи представлены исторические экспонаты края – археологические находки, произведения искусства или ремесла, документы и изобразительные материалы, которые рассказывают об исторических событиях, предметы быта, мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками, материалы отражающие экономическое и техническое развитие края и т.д.
-В нашем городе есть самый большой на Кубани музей заповедник, его основатель историк, краевед, археолог Евгений Дмитриевич Фелицын ? (Слайд)
Я хочу Вам рассказать еще об одном археологе, кандидате исторических наук, профессоре, почетном гражданине Краснодара. (Слад)
Никите Владимировиче Анфимове — который был
Был сотрудником Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына),самостоятельно вел исследования меотских памятников. Н.В.Анфимов исходил большую часть Краснодарского края многократно: от Тамани до Ставрополья, по Черноморскому побережью — от Анапского района до реки Псоу и Красной Поляны. Им обнаружены и описаны сотни археологических памятников, на некоторых проведены раскопки. Одним из итогов этой работы стала археологическая коллекция Краснодарского государственного историко-археологического музея, которая более чем наполовину создана его трудами. более 40 лет преподавал в кубгу
...Анфимовым обнаружены и описаны сотни археологических памятников
(Дома в своем дневнике экспедиции  вы прочитаете  о выдающемся российском археологе Алексее Павловиче Окладникове)
-какая связь между археологией и историей?
8. итоги и выводы





мин
Сегодня мы хорошо потрудились. Я предлагаю вам закончить предложение или предложения на выбор устно:
-На уроке я понял…
-Я понял, что…
Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…
Я не знал (а), а теперь знаю
Теперь отметьте в дневнике экспедиции ваши знания на конец урока
Спасибо за урок! Из вас получились настоящие археологи. Вы все молодцы и с вами было очень приятно работать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий