суббота, 7 сентября 2019 г.

Конкурсная разработка внеурочного занятия «Блюда из зерна»


Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ, здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные   программы  для младшего школьного возраста – шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, постоянно.

C 2011 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» реализуется программа «Разговор о правильном питании» в рамках внеурочной деятельности, направленная на формирование основ культуры здоровья, пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным  с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа.  Она составлена на основе программы, разработанной академиком Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста.  Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей  ведет к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефецит, избыточный вес. Эту программу можно использовать как в учебной (на уроках окружающего мира), так и внеурочной деятельности (классные часы, кружок).
Цель программы «Разговор о правильном питании» – формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составляющей здорового образа жизни.
      Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила;
Формировать  навыки правильного питания как  составной части здорового образа жизни;
Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
Пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанными с питанием и здоровьем, расширить знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Воспитательные: 
Развивать представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
Развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.


Развивающие:
Развивать  кругозор, интерес к познавательной деятельности;
Развивать самостоятельность, самоконтроль;
Развивать  коммуникативность, творческие способности.
Универсальные учебные действия (УУД), которыми должны овладеть учащиеся
Регулятивные: 
 – организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
 – определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  - целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
 Познавательные:
    – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
    – сравнивать объекты, группировать предметы;
    - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и толкового словаря установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
    – участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях;
    – отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
    – соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
    – слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе;
     - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование собственного мнения.
Личностные:
     – формирование ценностного отношения к своему собственному здоровью;
      – освоение навыков правильного питания;
      - мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

          Основные методы обучения:
ü  фронтальный метод;
ü  групповой метод;
ü  практический метод;
ü  познавательная игра;
ü  ситуационный метод;
ü  игровой метод;
ü  соревновательный метод;
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
ü  чтение и обсуждение;
ü  экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
ü  встречи с интересными людьми;
ü  практические занятия;
ü  творческие домашние задания;
ü  праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
ü  конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
ü  ярмарки полезных продуктов;
ü  сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Схема реализации взаимодействия школы




Тема занятия: «Блюда из зерна»
Цель: расширение знаний детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона
Задачи:
Образовательные:
  • познакомить с блюдами из зерна и рассказать о пользе каши и хлеба 
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие:
  • развивать умение слушать, наблюдать, анализировать.
  • развивать умение работать в группе
  • совершенствовать культуру речи,
  • развивать психологические процессы: восприятие, внимание, эмоции,
  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные:
  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • воспитывать чувство уважения к труду людей, бережного отношения к хлебу, взаимовыручки, аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Создать условия для формирования УУД
1)     личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2)     познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и толкового словаря
установление причинно-следственных связей;
3)     коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование собственного мнения;
4)     регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, компьютерная презентация, толковый словарь, столовые приборы, посуда, рабочая тетрадь, раздаточный материал.





Ход занятия
              I.          Мотивация к учебной деятельности
(Занятие проходит в кабинете технологии. Дети стоят в кругу, читают стихотворение со слайда № 1, выполняя движения, которые показывает учитель)
Здравствуй, солнце золотое (одна рука вверх)
Здравствуй, небо голубое (другая рука вверх)
Здравствуй, матушка земля (кланяться)
Здравствуй, родина моя! (поднимают две руки вверх)
- Ребята, давайте теперь пожелаем друг другу всего самого наилучшего.
 (Дети по кругу говорят приятные, добрые, ласковые слова)
- Мы с вами согреты теплом наших сердец и солнечных лучей, этого тепла нам хватит до конца нашего занятия.
            II.          Актуализация знаний
  (Дети проходят на места и садятся кругом)
Загадка
- «Золотист он и усат.
   В ста карманах, сто ребят!» (слайд № 2)
- Что это?
- Как догадались?
- А колоску нужно солнышко, чтобы он вырос большим?
- Действительно, солнце необходимо всему живому на нашей планете. Какие продукты и блюда получают из зерновых культур?
- Можно ли назвать это продуктом питания?
- Докажите.
          III.          Постановка учебной задачи
- Мы сегодня поговорим о блюдах из зерна. Что такое блюдо?
1.     Работа с толковым словарем
- Найдите значение этого слова в словаре, который лежит у вас на столе. (Дети работают в группе)
          IV.          Открытие нового
1.       Работа в тетради.
- Теперь откройте рабочие тетради  «Две недели в лагере здоровья» Стр. 39 № 1. Рассмотрите изображенные злаки, расскажите, какие продукты получают из этих злаков?
- Это злаки, из которых готовят каши. Ребята, кто из вас любит кашу?
-Какие каши вы любите?
- Кто вам их готовит?
- А вы сами сможете приготовить кашу?
2.     Практическая работа
(Рассказ учителя, заваривание каши).
- На Руси каша занимала важнейшее место, каши варились в честь любого знаменательного события. Я предлагаю самим приготовить кашу и воспользоваться продукцией от компании Nestle.
(Слайд № 3) (Учитель показывает упаковки каши)
- «Быстров» — это сухие каши из злаковых хлопьев с добавлением сушеных фруктов и овощей. По «вкусу, питательности и полезности», как утверждает производитель, моментальные каши нисколько не уступают настоящим, поэтому каш несколько видов на вкус покупателя.
- Давайте обсудим, как заваривать такую кашу?
- Где это  можно проверить?
-Действительно, если соблюдать инструкцию приготовления, то каша получиться очень вкусной. Я прошу каждого подойти к столу и выбрать моментальную овсяную  кашу «Быстров» с любимым вкусом.
 (Дети подходят к столу учителя и выбирают каши.)
- Теперь прочитаем ее состав. (слайд № 4)
- И так в ее составе: содержится цельные злаки,
овсяные хлопья сахар,
кусочки сушеных фруктов.
Продукт может содержать незначительное количество молока, орехов, сои.
А так же белки, жиры, углеводы.
- А какой существует способ приготовления: не варить, залить кипятком или горячим молоком и дать настояться в течение 5 минут.
 (слад № 5)
3.     Повторение техника безопасности при приготовлении каши
Прежде, чем приступим к приготовлению каши, повторим правила техники безопасности. (Ребята, при помощи учителя  и родителей заваривают кашу, садятся за стол)
4.Правила поведения за столом
- Какие существуют правила поведения за столом? (слад № 6, приложение № 1)
(Обсудив, правила, дети угощаются кашей)

5.Работа над содержанием мультфильма «Легкий хлеб»
-  Как вы думаете трудно или легко вырастить зерно?
- Давайте посмотрим, какой путь приходиться преодолеть зернышку, чтобы попасть к нам на стол. (Просмотр мультфильма «Легкий хлеб»), (слайд № 7)
- Люди, каких профессий участвуют в выращивании зерна?
- Какие механизмы помогают посеять, вырастить и собрать урожай?
6.Работа в тетради
 На Стр. 40 выполним задание № 4. Прочитайте данные слова. Все ли слова понятны?
-  Что обозначает каждое слово?
- Сегодня  у нас на занятии бабушка Михеева Татьяна Семеновна, которая работала в совхозе «Металлург»,  именно она расскажет значения слов, которые вызвали у нас затруднения.
(Бабушка дает объяснение слов, которые непонятны ребятам)
            V.          Физминутка
                   По весне поле вспахали, (ладони друг о друга) 
                   Зерном поле засевали.   («сеют» пальчиками)
                    Солнце припекает,           (руками «солнце»)
                    Землю согревает.              (руками достают пола)
                    Высоко поднялись колоски, («колоски» поднимают вверх)
                    К солнышку тянутся они.
                    Ветер налетает,                        (покачивают руками над головой)
                   Колоски качает.
                    Вправо пригнулись,
                     Влево качнулись.                      (руки вправо, влево)
                     А как дождичек идёт,              (пальцами)
                     Рожь водицу пьёт и пьёт.       (ладони ко рту)
                     Вот какая нива!                          (показ)
                     До чего ж красива!    
          VI.          Первичное закрепление
1.Беседа
-Мы выяснили, что из зерна получают   крупу, которая необходима для приготовления каши. Что еще получают из зерна?
-Что получают из муки?
- Какие хлебобулочные изделия можно выпечь из муки?
- Почему люди едят хлеб каждый день?
2. Работа тетради
- На Стр. 41 в № 6, прочитаем состав хлебобулочных и кондитерских  изделий. (Дети в группе выполняют задание. Проверка слайд № 8 .)
       VII.          Рефлексия
-  О каких продуктах мы сегодня говорили.
- Какие из этих продуктов полезные и почему?
- Так почему не стоит часто употреблять в пищу пирожные и торты?
    VIII.          Самостоятельная работа (составление памятки)
- Действительно хлеб и каша это полезные продукты питания. Кашу рекомендуют употреблять по утрам, а вот хлеб мы кушаем с каждым приемом пищи. Давайте составим памятки для учащихся 3-4 классов нашей школы, как нужно обращаться с хлебом. (Обсуждение в группе)
- И я ребята составляла такую памятку и предлагаю ее вам. (Слайд № 9) (Учитель раздает памятки детям, приложение № 2)
          IX.            Итог занятия
- Что сегодня нового узнали?
- Что запомнили?
- Что показалось более интересным?



ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                                                                  Приложение № 1
Правила поведения за столом

·       перед тем как сесть за стол, не забудьте тщательно вымыть руки;
·       локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук)
·       при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище;
·       рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно;
·       будьте осторожны, пользуясь вилкой, чтобы не поранить себя или окружающих;
·       старайтесь не пролить на себя или соседей горячий суп или чай;
·       сидите за столом прямо, не кладите ногу на ногу, не толкайте соседей и не кладите локти на стол;
·       во время еды соблюдайте тишину: не разговаривайте громко, не чавкайте, не дуйте на горячие блюда, не стучите вилками и ложками о тарелки и чашки;
·       правильно пользуйтесь столовыми приборами: не забывайте, какие блюда едят ложкой, а какие — вилкой;
·       если вы испачкались, воспользуйтесь салфеткой или носовым платком;
·       соблюдайте чистоту: уронив что-нибудь на пол, поднимите и выбросите в мусорное ведро;
·       не отзывайтесь плохо о тех блюдах, которые школьные повара приготовили для вас; не показывайте виду, если вам что-то кажется невкусным;
·       не забудьте после еды убрать за собой посуду;
·       будьте вежливыми: пожелайте приятного аппетита.









                                                                                                       Приложение № 2

Правила обращения с хлебом
·       Бери хлеба столько, сколько съешь.
·       Не играй с хлебом.
·       Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
·       Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
·       Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
·       Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
·       Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
·       Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
·       Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.



  Формирование правильного представления о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.  Как показывают  последние научные исследования, только 20% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей, в школе ребенок с нежеланием ест приготовленную пищу, так как привык питаться всухомятку. Поэтому непосредственной работе  по программе  предшествует подготовительный этап –  работа с родителями, основная цель которого сделать родителей союзниками. Формы участия родителей во внеурочной деятельности  разнообразны: посещение занятий, участие в подготовке и проведении праздников, организация экскурсий, выставок.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачи
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;
  • построить взаимоотношения семьи и школы;
  • развивать  у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;
  • освоить родителям навыка  делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
  • оказать родителям содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.


Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
·       непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
·        развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;







  
       За время реализации программы «Разговор о правильном питании» в  МБОУ « СОШ № 18» (3-ий год) явно заметна её эффективность. Программа позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определённые вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Программа оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования здорового образа жизни, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.


















Литература

1.«Две недели в лагере здоровья»: Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011;
2. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛСА Медиа Групп, 2011.
 3. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
 4.Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html]
 5. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
6. Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Режим доступа:[http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html]
7. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109
8. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22
9. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48
10. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77
11. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12
12. http://wwwastrofizica.narod.ru
13. http://www nsportal.ru
14.Мультфильм «Легкий хлеб» youtube.com



Презентация для разработки ЗДЕСЬ

1 комментарий:

  1. Полезные навыки и привычки в области рационального питания - это очень важно для деток.

    ОтветитьУдалить