Цель: 1. Совершенствовать умения решать задачи на движение и
вычислительные навыки при нахождении значений выражений.
2 . Развивать
мышление: учить анализировать, сравнивать, мыслить
логически,
обобщать.
Развивать познавательный интерес
к математике и окружающему
миру.
3. Воспитывать бережное отношение
к природе, используя межпредметную
связь.
Содействовать воспитанию
коллективизма, повышать мотивизацию обучения.
Оборудование: карточки, схемы,
опорные таблицы, картины.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Итак, друзья, внимание,
Вновь
прозвенел звонок.
Садитесь
поудобнее
Начнем
сейчас урок.
2.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная
работа.
Мы попробуем
применить наши знания в изучении природных климатических условий нашей страны и
отправимся в самый суровый край нашей
Родины....
- Как вы думаете куда? (на Северный полюс) (карточка на
доску – Северный полюс)
Северный полюс – это
Северный ледовитый океан и его многочисленные острова (карточка на доску –
Северный ледовитый океан )
- Какое ещё название есть у Северного полюса? (Арктика)
(карточка на доску -
Арктика )
- Молодцы!
- Все вы сидите по группам (3 группы)
- Каждая группа будет проводить свою
научно-исследовательскую работу.
-Во время путешествия мы будем делать остановки и подробно
знакомиться с этим суровым краем.
- На северный полюс отправимся на белоснежном лайнере
ТУ - 154(картинка)
Приглашаю вас путешествовать, знанья свои совершенствовать.
- Устроились поудобнее, пристегнули ремни, заработали моторы
(дети показывают)
- Что в таких случаях желают друг другу? (Счастливого пути!)
Устный счёт
– Во время полета
проведем умственную разминку «Мозговой штурм». Приготовьте планшет и маркер.
- На предыдущих уроках математики мы с вами учились решать
задачи на движение и сегодня закрепляющий урок по этой теме.
Вопрос 1:Скорость
нашего лайнера 700км/ч, время полета 5часов.Какое расстояние пролетит самолет
до места назначения?(каждый пишет на планшете, показывают ответ и доказывают
почему)
Вопрос другим группам.
-Как найти скорость зная расстояние и время?
-Как найти время зная расстояние и скорость?( на доску
вывешивается опорная схема:
Вопрос 2: Вы
узнаете глубину Сев. ледовитого океана, если запишите число в котором 1ед.
второго класса и 205ед. первого класса.(показывают ответ, на доску табличка –
глубина 1205м )
- Прочитайте число(табличка на доске) 12257000 кв.км
-Это площадь Сев. Ледовитого океана. Он самый маленький из
всех океанов планеты. Какие еще океаны знаете?(ответы разных групп)
-Посмотрите на схему и определите: какая часть океана занята
льдом? показывают (2/3)
Сделайте вывод.(большая
часть океана занята льдом) (на доску табличка – схема и дробь 2/3 )
Вопрос 3: Найдите
значение выражения и вы узнаете среднюю температуру зимы на Сев. Полюсе. Пример
на доске.60 : 1 + 321 * 0. показывают(-60 градусов Средняя температура зимы )
- Даже летом температура воздуха редко бывает выше 0
градусов.
-Наш самолет благополучно приземлился на берегу Сев.
ледовитого океана.
Итог устной работы. Какая группа работала активнее или все
работали хорошо.
Закрепление
– Начнем наши
исследования.
- Сегодня на уроке вам предстоит работа в группах.
- Какие правила надо соблюдать при совместной работе?(дети
говорят)
*каждый должен высказать свое мнение.
*необходимо до конца выслушать мнение каждого.
*нельзя перебивать друг друга.
*надо помогать друг другу.
- Распределите обязанности(в гр.8 человек):руководитель(1),
курьер(2), докладчик(2), оформитель(1), сигнальщик(2)
Работа по учебнику
-Прежде чем приступать к исследованиям наша с вами задача
повторить правила вычисления скоростей сближения и удаления. Откройте учебник стр.85,№1.прочитайте
задание. Есть вопросы по заданию? Решения записать в учебнике.
-Проверяем.1гр. комментирует первый рисунок.2 и 3гр.
сигнализируют.(согласны – зелёная карточка, не согласны –
красная карточка.) и так остальные рисунки.
- Молодцы! Можно приступать к исследованиям Арктики.
учебники пока можно закрыть.
Контроль
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Курьеры подойдите ко мне и возьмите задание.
Что в конвертах?
(В конвертах схема (А4)задачи
на движение и картина животного севера про которого надо составить задачу.)
-Знания каких формул нам пригодятся для составления задач?
- Решение записать в тетрадь (руководитель следит за выполнением
задания в группе.
1конв. – встречное движение, белый медведь и медвежонок
2конв. – движение в противоположных направлениях, моржи.
3конв. – движение вдогонку, тюлени.
- Приступайте к исследованиям. Сигнализируйте, как только
все в вашей группе сделают задание.
Проверка
Выходят курьер, докладчик и оформитель. Курьер показывает Картину
животного. Докладчик рассказывает задачу по схеме, оформитель пишет решение на
доске. Остальные слушают внимательно и сигнализируют (согласны или нет)
После проверки курьер читает интересные факты на обратной
стороне рисунка.
-Хозяином севера считается белый медведь.
1конв*белые медведи - хорошие пловцы, были случаи когда они
проплывали без остановки почти 100км
*удивительно,
но факт – белые медведи в одном из зоопарков стали зелёными, когда внутри их волос стали расти
водоросли.
*К сожалению
6 из каждых 10 медвежат погибают на первом году жизни. Умирают от голода, при
несчастных случаях, или от охотников. По численности белых медведей очень мало.
Они охраняются законом.
2 конв. Сам весит
тонну, а жира бывает до 300
кг . Моржа еще называют
«морская лошадь, которая ходит на зубах». Длина бивней достигает 50 см . он использует их для
передвижения по льду и защите от врагов. В настоящее время моржи охраняются
законом. Добыча животных разрешена лишь коренным жителям Севера.
- Кто является
коренными жителями Арктики? (карточки на доску)
3 конв. Живет во льдах диковинный заяц. Не беленький и не
серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги короткие,
и любит заяц не свежую травку, а свежую рыбку. Вот так заяц! И весом он в сто
раз тяжелее любого зайца! Тюлени не включены в книгу редких животных, но охота
на них ведется ограниченно.
- Молодцы! Хорошо
поработали. Узнали много интересного о животных Севера и показали хорошие
знания в решении задач на движение.
Физ. минутка.
- Пора отдохнуть. Все встали. Проверим ваши знания
растительного мира Арктики. Я читаю названия растений. Вы внимательно слушаете,
если вы считаете, что это растение растет на Севере, то хлопаете в ладоши, а
если не растет - молчите.
Яблоня, груша,
малина, береза.
Ель, саксаул, голубика, мимоза.
Вишня, лишайник, лимон, апельсин.
Морошка,
клен, баобаб, мандарин.
Слива, осина,
каштан и брусника.
Мох,
кипарис, алыча земляника.
- Молодцы! (на доску
карточка с записью растений), а ещё…
- В Арктике много
залежей полезных ископаемых. (По классу развешены карточки с обозначением
полезных ископаемых).
- В правом переднем
углу класса висит обозначение, какому полезному ископаемому соответствует этот
значок (нефть)
- Найдите обозначение
каменного угля и покажите правой рукой.
- Найдите обозначение
природного газа и покажите его левой рукой.
- Какое полезное
ископаемое висит в левом переднем углу класса? (алмазы) (на доску карточка с
названием полезных ископаемых). Садитесь, -Продолжаем исследования.
- Побережье Северного
Ледовитого океана славится своими птичьими базарами. Решив примеры и разгадав
шифр, вы узнаете, как зовут этих птиц.
- Курьеры, подойдите
за конвертами. Примеры одинаковые, разный шифр.
48
|
288
|
310
|
15
|
18
|
а
|
р
|
а
|
й
|
к
|
у
|
и
|
к
|
п
|
т
|
а
|
к
|
а
|
й
|
ч
|
72:4=
96:2= 90:6=
72*4= 62*5=
- Примеры записываем
в тетрадь. Сигнальщики не забывают о своих обязанностях.
Итог
-Итак, какие
птицы были зашифрованы? (табличка с перечнем птиц Севера)
(Кайра, тупик, чайка)
Контроль
- Как зовут людей,
которые работают на Севере? (на доску карточка и картинка).
- Чем они занимаются?
- Полярники – это очень отважные люди, которые не боятся ни
лютых морозов, ни сильных ветров. Это люди разносторонних знаний. Они нам приготовили
схемы в виде блиц - опроса.
Откройте учебники стр.85 № 2.
- Курьеры, подойдите
и раздайте своей группе проверочный лист.
Учитель проверяет у руководителя
группы, руководитель у всех остальных
Итог.
В случае ошибки – разбор.
Релаксация
- Яркое явление Севера – это северное
сияние.(картинка)
Очень красивое зрелище, чудесное
украшение арктических ночей. На небе появляется яркое сияние и переливается в
различные цвета: голубой, белый, желтый, зеленый, фиолетовый, красный. Мы с
вами сейчас изобразим свое северное сияние. На доске полоса белого цвета, у
каждого есть три оттенка северного сияния. Зеленый – было комфортно на уроке,
желтый – испытывали небольшие затруднения, красный – было сложно. Выберите цвет
и прикрепите на белый лист.
Итог.
Если есть красный цвет, спросить,
что было трудно: задания или должность которую выполнял в группе.
Итог урока.
Вы хорошо сегодня потрудились,
многое узнали, повторили, закрепили. И как видим из урока- математика может
пригодиться во всех областях жизни.
Изучайте Родину в которой живёте и вы станете умнее, добрее и будете бережнее
относиться к природе.
Оценки за урок
Домашнее задание. На доске: стр.
86, №3, №15.(пояснения к заданиям)
Спасибо за полезный материал!
ОтветитьУдалить