пятница, 26 апреля 2019 г.

Интегрированный урок Математика – окружающий мир по теме "Скорость сближения и скорость удаления"


Цель: 1. Совершенствовать умения решать задачи на движение и вычислительные навыки при нахождении значений выражений.
          2 . Развивать мышление: учить анализировать, сравнивать, мыслить
            логически, обобщать.
Развивать познавательный интерес к математике и окружающему
          миру.           
3. Воспитывать бережное отношение к природе,  используя межпредметную связь.  
Содействовать воспитанию коллективизма, повышать мотивизацию обучения.
Оборудование: карточки, схемы, опорные таблицы, картины. 


                                              Ход урока
1. Орг.момент.
  -      Итак, друзья, внимание,
         Вновь прозвенел звонок.
         Садитесь поудобнее
         Начнем сейчас   урок.
2.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа.
 Мы попробуем применить наши знания в изучении природных климатических условий нашей страны и отправимся  в самый суровый край нашей Родины....
- Как вы думаете куда? (на Северный полюс) (карточка на доску – Северный полюс)
  Северный полюс – это Северный ледовитый океан и его многочисленные острова (карточка на доску – Северный ледовитый океан )
- Какое ещё название есть у Северного полюса? (Арктика)
 (карточка на доску - Арктика )
- Молодцы!
- Все вы сидите по группам (3 группы)
- Каждая группа будет проводить свою научно-исследовательскую работу.
-Во время путешествия мы будем делать остановки и подробно знакомиться с этим суровым краем.
- На северный полюс отправимся на белоснежном лайнере
ТУ - 154(картинка)
 Приглашаю вас путешествовать, знанья свои совершенствовать.
- Устроились поудобнее, пристегнули ремни, заработали моторы (дети показывают)
- Что в таких случаях желают друг другу? (Счастливого пути!)

Устный счёт
 – Во время полета проведем умственную разминку «Мозговой штурм». Приготовьте планшет и маркер.
- На предыдущих уроках математики мы с вами учились решать задачи на движение и сегодня закрепляющий урок по этой теме.

Вопрос 1:Скорость нашего лайнера 700км/ч, время полета 5часов.Какое расстояние пролетит самолет до места назначения?(каждый пишет на планшете, показывают ответ и доказывают почему)
Вопрос другим группам.
-Как найти скорость зная расстояние и время?
-Как найти время зная расстояние и скорость?( на доску вывешивается опорная схема:


Вопрос 2: Вы узнаете глубину Сев. ледовитого океана, если запишите число в котором 1ед. второго класса и 205ед. первого класса.(показывают ответ, на доску табличка – глубина 1205м )

- Прочитайте число(табличка на доске) 12257000 кв.км
-Это площадь Сев. Ледовитого океана. Он самый маленький из всех океанов планеты. Какие еще океаны знаете?(ответы разных групп)

-Посмотрите на схему и определите: какая часть океана занята льдом? показывают (2/3)
 Сделайте вывод.(большая часть океана занята льдом) (на доску табличка – схема и дробь 2/3 )

Вопрос 3: Найдите значение выражения и вы узнаете среднюю температуру зимы на Сев. Полюсе. Пример на доске.60 : 1 + 321 * 0. показывают(-60 градусов Средняя температура зимы )
- Даже летом температура воздуха редко бывает выше 0 градусов.

-Наш самолет благополучно приземлился на берегу Сев. ледовитого океана.
Итог устной работы. Какая группа работала активнее или все работали хорошо.

Закрепление
 – Начнем наши исследования.
- Сегодня на уроке вам предстоит работа в группах.
- Какие правила надо соблюдать при совместной работе?(дети говорят)
*каждый должен высказать свое мнение.
*необходимо до конца выслушать мнение каждого.
*нельзя перебивать друг друга.
*надо помогать друг другу.
- Распределите обязанности(в гр.8 человек):руководитель(1), курьер(2), докладчик(2), оформитель(1), сигнальщик(2)

Работа по учебнику
-Прежде чем приступать к исследованиям наша с вами задача повторить правила вычисления скоростей сближения и удаления. Откройте учебник стр.85,№1.прочитайте задание. Есть вопросы по заданию? Решения записать в учебнике.
-Проверяем.1гр. комментирует первый рисунок.2 и 3гр.
сигнализируют.(согласны – зелёная карточка, не согласны – красная карточка.) и так остальные рисунки.
- Молодцы! Можно приступать к исследованиям Арктики. учебники пока можно закрыть.

Контроль
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Курьеры подойдите ко мне и возьмите задание.
Что в конвертах?
 (В конвертах схема (А4)задачи на движение и картина животного севера про которого надо составить задачу.)
-Знания каких формул нам пригодятся для составления задач?
- Решение записать в тетрадь (руководитель следит за выполнением задания в группе.
1конв. – встречное движение, белый медведь и медвежонок
2конв. – движение в противоположных направлениях, моржи.
3конв. – движение вдогонку, тюлени.
- Приступайте к исследованиям. Сигнализируйте, как только все в вашей группе сделают задание.

Проверка
Выходят курьер, докладчик и оформитель. Курьер показывает Картину животного. Докладчик рассказывает задачу по схеме, оформитель пишет решение на доске. Остальные слушают внимательно и сигнализируют (согласны или нет)
После проверки курьер читает интересные факты на обратной стороне рисунка.
-Хозяином севера считается белый медведь.
1конв*белые медведи - хорошие пловцы, были случаи когда они проплывали без остановки почти 100км
         *удивительно, но факт – белые медведи в одном из зоопарков стали   зелёными, когда внутри их волос стали расти водоросли.
         *К сожалению 6 из каждых 10 медвежат погибают на первом году жизни. Умирают от голода, при несчастных случаях, или от охотников. По численности белых медведей очень мало. Они охраняются законом.
 2 конв. Сам весит тонну, а жира бывает до 300 кг. Моржа еще называют  «морская лошадь, которая ходит на зубах». Длина бивней достигает 50 см. он использует их для передвижения по льду и защите от врагов. В настоящее время моржи охраняются законом. Добыча животных разрешена лишь коренным жителям Севера.
 - Кто является коренными жителями Арктики? (карточки на доску)
3 конв. Живет во льдах диковинный заяц. Не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а свежую рыбку. Вот так заяц! И весом он в сто раз тяжелее любого зайца! Тюлени не включены в книгу редких животных, но охота на них ведется ограниченно.
 - Молодцы! Хорошо поработали. Узнали много интересного о животных Севера и показали хорошие знания в решении задач на движение.

Физ. минутка.
- Пора отдохнуть. Все встали. Проверим ваши знания растительного мира Арктики. Я читаю названия растений. Вы внимательно слушаете, если вы считаете, что это растение растет на Севере, то хлопаете в ладоши, а если не растет - молчите.
                               Яблоня, груша, малина, береза.
                               Ель, саксаул, голубика, мимоза.
                               Вишня, лишайник, лимон, апельсин.
                               Морошка, клен, баобаб, мандарин.
                               Слива, осина, каштан и брусника.
                               Мох, кипарис, алыча земляника.
 - Молодцы! (на доску карточка с записью растений), а ещё…
 - В Арктике много залежей полезных ископаемых. (По классу развешены карточки с обозначением полезных ископаемых).
 - В правом переднем углу класса висит обозначение, какому полезному ископаемому соответствует этот значок (нефть)
 - Найдите обозначение каменного угля и покажите правой рукой.
 - Найдите обозначение природного газа и покажите его левой рукой.
 - Какое полезное ископаемое висит в левом переднем углу класса? (алмазы) (на доску карточка с названием полезных ископаемых). Садитесь, -Продолжаем исследования.
 - Побережье Северного Ледовитого океана славится своими птичьими базарами. Решив примеры и разгадав шифр, вы узнаете, как зовут этих птиц.
 - Курьеры, подойдите за конвертами. Примеры одинаковые, разный шифр.


48
288
310
15
18
а
р
а
й
к
у
и
к
п
т
а
к
а
й
ч
72:4=                                      96:2=                                       90:6=
72*4=                                       62*5=

 - Примеры записываем в тетрадь. Сигнальщики не забывают о своих обязанностях.

Итог
-Итак, какие птицы были зашифрованы? (табличка с перечнем птиц Севера)
(Кайра, тупик, чайка)

Контроль
 - Как зовут людей, которые работают на Севере? (на доску карточка и картинка).
 - Чем они занимаются?
- Полярники – это очень отважные люди, которые не боятся ни лютых морозов, ни сильных ветров. Это люди разносторонних знаний. Они нам приготовили схемы в виде блиц - опроса.
Откройте учебники стр.85 № 2.
 - Курьеры, подойдите и раздайте своей группе проверочный лист.
Учитель проверяет у руководителя группы, руководитель у всех остальных

Итог.
В случае ошибки – разбор.

Релаксация
 - Яркое явление Севера – это северное сияние.(картинка)
Очень красивое зрелище, чудесное украшение арктических ночей. На небе появляется яркое сияние и переливается в различные цвета: голубой, белый, желтый, зеленый, фиолетовый, красный. Мы с вами сейчас изобразим свое северное сияние. На доске полоса белого цвета, у каждого есть три оттенка северного сияния. Зеленый – было комфортно на уроке, желтый – испытывали небольшие затруднения, красный – было сложно. Выберите цвет и прикрепите на белый лист.

Итог.
Если есть красный цвет, спросить, что было трудно: задания или должность которую выполнял в группе.

Итог урока.
Вы хорошо сегодня потрудились, многое узнали, повторили, закрепили. И как видим из урока- математика может пригодиться  во всех областях жизни. Изучайте Родину в которой живёте и вы станете умнее, добрее и будете бережнее относиться к природе.
Оценки за урок
Домашнее задание. На доске: стр. 86, №3, №15.(пояснения к заданиям)

1 комментарий: